МБОУ ООШ №9 г. Канска
Канск
  • Час общения и профориентации 7б-9б

    муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа №9 г. Канска

    УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ООШ№ 9

    И.П.Чулков ______________

                                 (подпись)

    Приказ № 131-0 от 31. 08. 2023г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по курсу внеурочной деятельности

    «Час общения и профориентации»

    7б-9б класс

    2023-2024 учебный год

    Программу составила:

    Гончарова Н.В.

    педагог-психолог

    СОГЛАСОВАНО:

    Зам. директора по ВР

    31. 08. 2023 г.

    Ф.И.О. Лукьянова О.П.    ________________

                                                            (подпись)

    Содержание

    1. Пояснительная записка……………………………………………………..
    2. Планируемые результаты и критерии оценки освоения обучающимися  программы ……………………………………………………………………..
    3. Критерии оценки эффективности программы…………………………….
    4. Диагностический инструментарий……………..………………………..…
    5. Список литературы…………………………………………………………..
    6. Тематическое планирование занятий в 7 классе
    7. Тематическое планирование занятий в 8 классе
    8. Тематическое планирование занятий в 9 классе

    Приложение 1. Анкета «Мои ценности»

    Приложение 2. Диагностика учебной мотивации Н. Лускановой

                Приложение 3. Профориентационная анкета (авт. Александровская Э.М., Кокурки- на Н.И., Куренкова Н.В.)

                Приложение 4. Анкета для родителей «Путь подростка в профессию»

      Приложение 5. Анкета «Эмоциональное отношение к труду»

    3

    3

    4

    6

    10

    11

    13

    23

    25

    1.Пояснительная записка.

              Профориентационная работа – одно из главных направлений в работе с учащимися. Ведь именно от этой работы зависит то, кем будет в дальнейшем ученик, сумеет ли найти свое место в мире, будет ли он удовлетворен своим трудом, своей деятельностью, своим доходом, самореализуется ли он как личность.

              Особенно актуальным данный вопрос становится в образовательном учреждении реализующем программы для детей с интеллектуальными нарушениями. Учащиеся массовой школы в большинстве своем способны самостоятельно сделать выбор профессии, оценить свои способности и возможности. Часто выбор помогают им делать родители. Для них открыты практически все возможности, большой спектр специальностей и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Обычный ученик, имея определенные склонности, может определить профиль, по которому он хочет обучаться и работать.

              В тоже время для учащихся с особыми образовательными потребностями открывается достаточно небольшой спектр в основном рабочих специальностей, по которым они могут получить образование и трудоустроиться. Мало того, что спектр доступных специальностей для таких учащихся ограничен, существуют и ограничения в самих профессиональных образовательных учреждениях по приему учащихся.

              Часто медицинские показания являются основными в выборе профессии. Неспособность к определенным видам деятельности в связи с особенностями эмоционально-волевой сферы ведет к тому, что выбранная профессия оказывается недоступна для учащегося. Таким образом, выбор специальностей для таких выпускников становится крайне ограниченным.

              Учащиеся не могут получить ту профессию, которую хотят (например, юрист, водитель, врач, учитель), и в этом главная проблема их профессионального ориентирования. Так же есть проблема с контингентом родителей, что способствовует низкому воспитательному потенциалу учащихся, и сложности в их профессиональном определении.

              Таким образом, профориентационная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности существенно отличается от профориентационной работы в массовой школе, где образование призвано обеспечить выпускникам возможность свободного выбора профессии по любому направлению.

              Нормативно-правовая база программы

    - федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

    - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Цель данной программы: формирование профессионально-ориентированных умений и знаний основ деловой коммуникации.

    Задачи:

    • актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся;
    • формировать адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале;
    • обеспечить системой сведений о доступных профессиях;
    • формировать профессионально важные качества личности;
    • развивать способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях;
    • совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
    • раскрыть специфику деловой коммуникации.

    Программа курса рассчитана на 34 часа, один раз в неделю.

    2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы занятий.

    Планируемые результаты освоения программы обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

    К числу планируемых результатов освоения программы отнесены личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач в сфере профессионального самоопределения и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

    Система планируемых результатов отражает состав базовых учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) которыми овладеют обучающиеся с умственной отсталостью.

    В сфере развития личностных учебных действий будет проведена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество. Одновременно, средствами социально-психологической реабилитации, будут формироваться основы социальных компетенций, моральных норм, опыт социальных и межличностных отношений.

    В сфере регулятивных учебных действий будет уделяться внимание формированию на доступном уровне способностей учащихся в оценке и контроле своих действий, как по результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые учебные цели и задачи, средства их достижения.

    В сфере развития коммуникативных учебных действий будет уделяться внимание дальнейшему речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

    В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса знаний и умений, включение выпускников в реальную жизнь.

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций.

    К личностным результатам относятся:

    1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
    2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
    6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    7. способность                    к                   осмыслению          социального     окружения,  своего          места          в          нем,          принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
    9. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    11. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
    12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
    13. проявление готовности к самостоятельной жизни.

              3. Критерии оценки эффективности программы

    3.1. Личностные результаты.

    Результаты оценки личностных достижений заносятся в карту индивидуального развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

    Требования ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными

    нарушениями) к личностным результатам

    Параметры оценки

    Уровни оценки

    низкий (1б.)

    средний (2б.)

    высокий (3б.)

    Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

    Понимает значение слов, характеризующих гражданскую направленность: труд, трудолюбие.

    Демонстрирует ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться.

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

    Умеет выстраивать отношения с одноклассниками,  несмотря на         

    национальную     принадлежность  (не допускать оскорблений, высмеивания).

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

    Выстраивает доброжелательные отношения с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

    Адекватно оценивает свои способности и готовность к выбранной профессии.

    Ясно представляет требования выбранной профессии.

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

    Умеет сформулировать свои потребности. Обратиться с просьбой. Владеет терминами, может сформулировать вопросы для познания будущей профессии.

    Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

    Выполнять поручения педагога.

    Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    Работать в паре и в группе, выполнять различные роли.

    Уметь отстаивать свою позицию.

    Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно – пространственной организации.

    Проявлять  любознательность, заинтересованность, уметь задавать вопросы, участвовать в совместной  деятельности.

    Наличие дальнейшей образовательной траектории.

    Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

    Уметь вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника.

    Умеет корректно привлечь к себе внимание и отстраниться от нежелательного контакта.

    Умеет выразить свои намерения: отказ, просьбу, благодарность.

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

    Осознает важность обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений для этого

    Самостоятельно проявляет активность по получению необходимой информации о той или иной профессии

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

    Умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов.

    Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

    Низкий уровень

    20 баллов

    Средний уровень

    40 баллов

    Высокий уровень

    60 баллов

    3.2. Оценка базовых учебных действий.

    В процессе реализации курса осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

    1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
    2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
    3. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
    4. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

    Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

    Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

    Учебные действия

    Балл (0-3)

    Личностные учебные действия

    осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

    проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

    понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе

    проявлять готовность к безопасному и бережному поведению в обществе

    проявлять способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли

    проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней

    Итого: низкий – 6, средний-12, высокий – 18.

    Коммуникативные учебные действия

    высказывать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс

    выражать свою точку зрения; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты

    понимать намерения других участников занятий курса, проявлять уважительное отношение к ним и к педагогу, в корректной форме формулировать свои возражения

    в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи; поддержание благожелательности общения друг с другом

    выполнять свою часть работы,  согласовывать свои действия с действиями других участников курса

    проявлять готовность участвовать в групповых форма работы (обсуждать, обмениваться мнениями и т.д.)

    Итого: низкий – 6, средний-12, высокий – 18.

    Регулятивные учебные действия

    следовать предложенному плану работы в общем темпе

    активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

    принимать цель занятия и произвольно включаться в работу

    соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

    принимать оценку деятельности и оценивать с учетом предложенных критериев

    Итого: низкий – 5, средний – 10, высокий – 15

    Познавательные учебные действия

    обобщать и делать выводы по результатам обсуждения в паре или группе

    выбирать, анализировать и систематизировать информацию

    уметь выбирать информацию из различных источников

    работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)

    Итого: низкий – 4, средний – 8, высокий – 12

    1. Диагностический инструментарий

              Готовность учащегося к выбору профессии характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью и оценкой своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.

              Обучающиеся с ОВЗ имеют ряд особенностей:

    1. Быстрая утомляемость и слабая концентрация внимания.
    2. Низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания), неспособность к формированию отвлеченных понятий.
    3. Ограниченность представлений о мире профессий и своих способностях.
    4. Завышенная самооценка.

          В связи с этими особенностями, невозможным становится применение тестов интеллекта, стандартизированных многофакторных личностных опросников, опросников на определение способностей учащихся. Так же, проблемой является невозможность применения результатов методик, используемых в массовой школе, так как перечень доступных профессий для учащихся с ОВЗ крайне ограничен. Так желания учащихся могут не совпадать с их возможностями, а выявление определенных склонностей может только сбить учащихся с определения своего пути.

          Анкеты и опросники для учащихся с интеллектуальными нарушениями  должны обладать рядом особенностей:

    - простота и доступность для понимания – краткие формулировки вопросов, простые предложения, отсутствие сложных слов (даже самые простые на первый взгляд вопросы могут быть истолкованы неверно).

    -  небольшое количество вопросов – не более 10.

               Исходя из вышеперечисленного диагностика профессионального самоопределения включает в себя:

    1. Диагностика профессиональных навыков учащихся, соответствие профессиональным стандартам. Исследование трудовых навыков диагностируется на уроках трудового обучения. Это умение:

    - выполнять работу по технологическим картам;

    -делать  самостоятельный выбор материала и инструментов и приспособлений;

    -овладение примами работы с помощью инструментов, станков, машин и т.д.

    1. Наблюдение за учащимися в разных формах деятельности (поведение в школе, при включении в коллективные формы деятельности, во время дежурства по классу и школе и др.).
    2. Диагностика профессиональных предпочтений учащихся (профессиональные интересы).
    3. Сочинение на тему «Моя будущая профессия». Информацию о профессиональных планах можно почерпнуть из сочинения учащихся на тему «Моя будущая профессия», в котором учащиеся описывают свои планы и мечты на дальнейшую жизнь. Так же из сочинения виден общий уровень интеллектуального развития.
    4. Карта развития обучающегося позволяет отследить динамику личностного роста и познавательного развития учащихся в течение одного года и от года к году.
    5. Анкетирование. Анкетирование с целью изучения адекватности восприятия собственных возможностей, соотнесения планов, интересов и необходимых умений. Исследование профессиональных предпочтений и психологических особенностей учащихся проводится при помощи следующих анкет:

    Анкета «Мои ценности» (Приложение 1).

    Диагностика учебной мотивации Н. Лускановой (Приложение 2).

                Профориентационная анкета (авт. Александровская Э.М., Кокурки- на Н.И., Куренкова Н.В.) (Приложение 3).

                Анкета для родителей «Путь подростка в профессию» (Приложение 3)

    Анкета «Эмоциональное отношение к труду» (Приложение 4.)

    Список использованной литературы.

    1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно – методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с.
    2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.  
    3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
    4. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
    5. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
    6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
    7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
    8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
    9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 501с.

    Тематическое планирование (7 класс)

    Темы

    Кол-во часов

    Основное содержание

    Деятельность обучающихся.

    Раздел 1. Какой Я.

    Эмоции

    4ч.

    Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Как эмоции влияют на общение между людьми. Способы коррекции негативных эмоций. Саморегуляция.

    Участие в беседе об эмоциональных состояниях. Обучение способам саморегуляции.

    Мое настроение и настроение другого.

    1ч.

    Развитие эмпатии, толерантности к чужому мнению.

    Участие в беседе как люди могут оказать поддержку другому. Почему неравнодушные люди имеют больший успех в обществе, чем те, которые думают только о себе. Ролевая игра.

    Я и мои роли

    2ч.

    Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

    Участие в беседе о различных ролях, которые исполняет человек в жизни. Как роли играют на то, как ведет себя человек. Ролевая игра. Работа в группах.

    Я сегодня и через 5, 10, 20,

    50 лет.

    2ч.

    Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории собственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города

    Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем.

    Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в реальный, и какие шаги для этого нужно предпринять Участие школьников в блиц-опросе о самых известных (знаменитых, успешных) людях разных профессий, о которых школьники знают.

    Раздел 2. Психологические характеристики культуры общения.

    Общение, его сущность и структура.

    1ч.

    Понятие общения. Цели и функции общения. Личностное, деловое, социально-ролевое общение. Мораль и этические регуляторы поведения и профессиональных взаимных отношений.

    Участие в беседе о различных видах общения, этических нормах соблюдаемых в обществе. Последствиях несоблюдения норм общения.

    Характеристика делового общения.

    1ч.

    Особенности делового общения. Основные прицепы делового общения «сверху-вниз», «по горизонтали».

    Участие в беседе об особенностях и специфике делового общения. Проблема совместимости и сработанности в группе. Проблема нарушения правил делового общения и т.д.

    Раздел 3. Невербальное общение.

    Внешний вид и профессиональный успех

    4ч.

    Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, манера поведения, жесты, мимика и т.д.). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения девочек и мальчиков.

    Участие в беседе об особенностях поведения мальчиков и девочек. Как зависит внешний вид и то, как нас воспринимают. Гигиена. Деловой стиль одежды. Одежд для торжественных мероприятий.

    Как меня видят другие

    Осознание своего поведения сейчас. Что мешает правильному восприятию окружающих.

    Участие в беседе о том, как в настоящее время воспринимают окружающие. Что можно изменить уже сейчас для того, чтобы люди реагировали по другому.

    Умею ли я слушать.

    1ч.

    Развитие умения слушать.

    Метод активного  слушания. Ролевая игра.

    Раздел 3. Деловая беседа.

    Этикет

    4ч.

    Роль этикета в успешной карьере Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино.

    Участие в беседе об особенностях поведения в разных ситуациях. Ролевые игры.

    Правила общения по телефону

    1ч.

    Разговор по телефону как составная часть делового общения. Отличие прямого визуального общения и общения по телефону. Основные правила общения по телефону. Приветствие. Скорость передачи информации. Тактичность. Окончание разговора. Этикет телефонного разговора, когда звоните вы. Приветствие. Учет интересов того, кому вы звоните.

    Участие в беседе об особенностях телефонной беседы. Ролевая игра.

    Комплименты как часть успешной коммуникации с людьми.

    1ч.

    Дать понятие о том, что такое  комплименты, о их значении для человека, умение делать комплименты друг другу, понять свой характер.  Ролевая игра.

    Участие в обсуждении. Ролевая игра.

    Инициатива и окончание беседы

    1ч.

    Способы вступления в диалог в разных жизненных ситуациях. Умение поддержать диалог. Правильное окончание беседы.

    Участие в обсуждении. Ролевая игра.

    Самопрезентация.

    3ч.

    Кому и когда важно презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела. Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить

    Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу, при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении покупок и т п ) Ролевая игра «Первое знакомство», подводя итоги которой школьники вместе с педагогом формулируют перечень некоторых правил самопрезентации. Индивидуальная работа, во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение пословицы «По одёжке встречают, а по … провожают», записывают его на стикере и прикрепляют листок со своей пословицей к школьной доске или стене

    Обсуждение вопроса о том, можно ли понять настроение, помыслы человека, анализируя его позу, движения, выражение лица; что значат позы человека Обсуждение поз, которые располагают одного человека к другому; поз, которые вызывают желание побыстрее закончить общение; поз и жестов, которые ставят собеседника в неловкое положение Игра «Разгадай меня», во время которой учащиеся в парах пытаются узнать настроение, мысли друг друга по выражению лица, изгибу спины, жестам Прослушивание текста, который читает или пересказывает педагог, намеренно использующий слова-паразиты («так сказать», «как будто»,

    «как бы», «понимаешь», «типа», «в принципе» и т.п.), поиск слов-паразитов и обсуждение их влияния на восприятие говорящего; анализ детьми собственной речи и выявление в ней

    «слов-паразитов»; обсуждение причин их появления и способов избавления от них

    Участие в беседе о стилях в одежде Определение

    «писаных» и «неписаных» правил создания собственного визуального образа (чистота одежды, соотнесение со стилем поведения, «уличная»,

    «школьная», «спортивная» и «рабочая» одежда) Просмотр и обсуждение слайд-шоу «Признаки стиля», которое педагог и/или группа детей подготовили к занятию

    Участие в мастер-классе по написанию резюме.

    Конфликт как отсутствие согласия

    6ч.

    Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта. Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта. «Я-высказывания» против «ты- высказываний». Способы взаимодействия в конфликте. Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта.

    Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась. Составление общего списка возможных выходов из конфликта. Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положительные последствия, и если «да», то какие? Работа в парах: школьники делятся на пары в зависимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, избегание, сотрудничество и компромисс); обсуждают плюсы и минусы выбранной стратегии.

    Итоговое занятие

    1ч.

    Итоги изучения курса. Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. Список предпочитаемых профессий: вторая версия Профессиональная и образовательная траектория.

    Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…»)

    Тематическое планирование (8 класс)

    Темы

    Кол-во часов

    Основное содержание

    Деятельность обучающихся.

    Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности. Диагностика (9 часов).

    Начало пути к выбору профессии.

    1ч.

    Понятие «профессия». О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей профессии. Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.

    Игры и упражнения на сплочение команды. Обсуждение вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности. Беседа о развилках на профессиональном пути, уникальности каждого профессионального маршрута, о наличии у каждого возможностей для его изменения.

    Мои сегодняшние профессиональные предпочтения. Диагностика.

    2ч.

    Особенности современного рынка труда страны и региона Профессии прошлого, настоящего, будущего Профессии членов семей школьников. С чего начать планирование собственного профессионального пути.

    Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит рабочих кадров (сельское хозяйство, сфера обслуживания строительство и т.д.). О портале «Работа в России» Составление общего для группы списка профессий, которыми владеют члены семей детей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «После окончания 9 класса я, скорее всего…». Самостоятельная работа, в процессе которой каждый школьник составляет собственный ранжированный список предпочитаемых на сегодняшний день профессий.

    Что важно для человека любой профессии.

    1ч.

    Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особенное каждой профессии. Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и надпрофессиональные навыки. Современные исследования об определяющей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в профессии. Профессии, которые ушли в прошлое.

    Составление списка из 10—12 профессий, представителей которых школьники встречают по пути из дома в школу. Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии», во время которой участники формулируют профессиональные и надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают вывод о том, что надпрофессиональные навыки у представителей разных профессий очень близки между собой Беседа о причинах этого и принципиальной важности коммуникации для представителей почти всех профессий. Знакомство с ролью надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и личного пути человека

    Конкурсы профессионального мастерства и первые профессиональные пробы.

    1ч.

    Профессиональные конкурсы, их роль в профессиональном самоопределении, преимуществах, которые дает успешное участие. Трудовой отряд старшеклассников.

    Обсуждение профессиональных конкурсов: «Абилимпикс»,  «Лучший по профессии», «Мир профессий» и т.д. Обсуждение вопроса о том, как и когда можно принять участие. Обсуждение преимущества, которое даёт успешное участие. Обсуждение возможности участия в трудовом отряде старшеклассников.

    Анализ профессий

    По какому принципу распределяются профессии. Профессии в разных сферах «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника».

    Знакомство с основными направлениями профессий: «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника». Составление списка профессий по направлениям. Изучение собственных предпочтений.

    Раздел 2. Базовые навыки (10 ч.)

    Коммуникация.

    3 ч.

    Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека Устная и письменная речь. Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие. Невербальные средства общения. Жесты, мимика, как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя) Влияние интонации на слушателя Эффективная коммуникация. Что значит быть

    «активным слушателем»? Основные правила делового этикета. Обсуждение профессий, для представителей которых навык коммуникации является приоритетным. Качества характера провоцирующие стресс и препятствующие возникновению конфликта.

    Знакомство участников программы с понятием

    «вербальная коммуникация». Участие в дискуссии «Нужно ли современному человеку быть грамотным?», в ходе которой школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: означает ли грамотность только знание орфографии; чем устная речь отличается от письменной; связаны ли устная и письменная речь с чтением. Знакомство школьников с характеристиками невербальной коммуникации Участие в беседе о внешнем виде как источнике информации о человеке, о причинах использования смайликов вместо слов, о значении интонации в общении Участие в играх «Интонация» и «Разговор через стекло». Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть плодотворным Обсуждение общего списка барьеров в общении и способов нивелирования этих барьеров Работа в группах по определению навыков, которые помогают сделать общение между людьми эффективным. Обобщение результатов работы и формулирование перечня навыков, важных для эффективного профессионального общения в будущем. Мозговой штурм — обсуждение правил делового этикета Участие в обсуждении профессий, для представителей которых навык эффективной коммуникации является определяющим.

    Я тебя понимаю

    1ч.

    Понимание как основа взаимоотношений между людьми. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия, как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному состоянию  других  людей.  Зачем профессионалу обладать эмпатию. О чём говорят поступки человека. Личная страница в соцсетях как возможность понять других людей.

    Дискуссия о том, почему люди, которые пытаются понять других, реже становятся участниками конфликтов.

    Признаться себе в наличии отрицательных качеств. Самостоятельная работа: описать свои тревоги, переживания. Обсуждение того, связаны ли они с наличием качеств, которые мешают человеку и требуют работы над собой Беседа о том,что умение анализировать свои поступки порождает умение понимать поступки других; что умение не торопиться с выводами позволяет увидеть, что у одинаковых поступков могут быть разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в

    выстраивании доверительных отношений между людьми; о наблюдении за поведением людей, которое помогает в понимании их. Игра «Поза».
    Анализ странички в соцсетях как занятие, которое может приблизить момент понимания другого человека Практическое задание: анализ чьей- либо личной страницы (например, блогера, музыканта и т.д.) с точки зрения человека, стремящегося понять автора этой странички.

    Игра «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, для представителей которых способность к эмпатии является определяющей.

    Моё личное пространство.

    1ч.

    Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия, настроения, работоспособности человека. Почему нас раздражает переполненный транспорт или давка в очереди. Дистанции в общении Нарушение личных границ Способы сохранения личных границ в личной и профессиональной сфере

    Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием. Общее обсуждение: что значит это понятие для всей группы Участие в беседе о том, что нарушение личного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию. Совместная выработка правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства другого человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не будет нарушено.

    Конфликт в профессиональной жизни человека.

    3ч.

    Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта. Нужно ли и как избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и деструктивный путь развития конфликта. «Я-высказывания» против «ты- высказываний». Способы взаимодействия в конфликте. Ролевые игры, помогающие получить навык разрешения конфликта.

    Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась. Составление общего списка возможных выходов из конфликта. Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положительные последствия, и если «да», то какие? Работа в парах: школьники делятся на пары в зависимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, избегание, сотрудничество и компромисс); обсуждают плюсы и минусы выбранной стратегии.

    Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала.

    2ч.

    Влияние профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном производстве. Риск возникновения заболеваний, связанных с профессией. Способы профилактики.

    Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека Обсуждение причин разной продолжительности жизни человека в разных странах Выяснение отличий физического и психического здоровья Игра «Самая опасная для здоровья профессия», во время которой школьники учатся видеть потенциальные риски разных профессий, а также способы их снижения Участие в рефлексии «Я, скорее всего, никогда не стану …, потому что…», во время которой школьники продолжают предложенную выше фразу Обсуждение ограничений, которые накладывает здоровье на овладение профессией, и способов преодоления этих ограничений

    Раздел 3. Какой я (15 ч.)

    Темперамент Память Внимание Особенности мышления.

    2ч.

    Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития.Учёт психологических особенностей человека в процессе выбора профессии Игры, развивающие внимание, память, логику, абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие максимальной концентрации внимания.

    Беседа «Психологический портрет человека». О возможностях развития памяти, внимания, критического и абстрактного мышления Участие в играх для развития зрительного, слухового внимания («Перепутанные линии»,  «Анаграммы»,  «Таблицы  Шульте» и т п ). Составление в группах списка профессий, требующих: максимальной концентрации внимания; хорошей зрительной памяти; хорошей моторной памяти; хорошей слуховой памяти.

    Как узнать, какой я на самом деле

    2ч.

    Способность к самопознанию как особенность человека .Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения.

    Участие в беседе о способности человека к познанию себя, о мотивах своих поступков и особенностях своего поведения Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью сказать, что знает всё о себе самом Игра «Верю — не верю». Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?» Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии .Обсуждение ситуаций, которые могут стать экстремальными для разных людей (например, поход в горы; оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т д ) Участие в рефлексии: закончить предложение «Экстремальной для себя я считаю ситуацию, когда …» .

    Секреты восприятия

    3ч.

    Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу

    Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые Участие в игре «Кто это?»..Игра «Достоинства и недостатки», игра «Комплимент».  Работа в мини-группах, во время которой школьники каждой группы представляют себя руководителем предприятия (например, сферы обслуживания и т п ), который набирает персонал: каждая группа формулирует вопросы анкеты, которую они хотели бы предложить потенциальным работникам своей организации, и по возможности ранжируют вопросы по степени важности для представителя профессии этой сферы деятельности Обсуждение проблемы неравенства (гендерного, возрастного, расового) между людьми, претендующими на одну и ту же должность

    Первый опыт самопрезентации.

    3ч.

    Кому и когда важно презентовать себя. На что обращают внимание при первом знакомстве во время приёма на работу Язык тела. Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить

    Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу, при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении покупок и т п ) Ролевая игра «Первое знакомство», подводя итоги которой школьники вместе с педагогом формулируют перечень некоторых правил самопрезентации. Индивидуальная работа, во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение пословицы «По одёжке встречают, а по … провожают», записывают его на стикере и прикрепляют листок со своей пословицей к школьной доске или стене

    Обсуждение вопроса о том, можно ли понять настроение, помыслы человека, анализируя его позу, движения, выражение лица; что значат позы человека Обсуждение поз, которые располагают одного человека к другому; поз, которые вызывают желание побыстрее закончить общение; поз и жестов, которые ставят собеседника в неловкое положение Игра «Разгадай меня», во время которой учащиеся в парах пытаются узнать настроение, мысли друг друга по выражению лица, изгибу спины, жестам Прослушивание текста, который читает или пересказывает педагог, намеренно использующий слова-паразиты («так сказать», «как будто»,

    «как бы», «понимаешь», «типа», «в принципе» и т.п.), поиск слов-паразитов и обсуждение их влияния на восприятие говорящего; анализ детьми собственной речи и выявление в ней

    «слов-паразитов»; обсуждение причин их появления и способов избавления от них

    Участие в беседе о стилях в одежде Определение

    «писаных» и «неписаных» правил создания собственного визуального образа (чистота одежды, соотнесение со стилем поведения, «уличная»,

    «школьная», «спортивная» и «рабочая» одежда) Просмотр и обсуждение слайд-шоу «Признаки стиля», которое педагог и/или группа детей подготовили к занятию

    Участие в мастер-классе по написанию резюме.

    Ошибки, которые мы совершаем.

    2ч.

    Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её последствия. Как не ошибиться в выборе профессии Пути исправления ошибок

    Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли

    Работа в парах: составление участниками списков ошибок, которые могут совершить и совершают выпускники в выборе профессии; соотнесение своих списков со списком, предложенным педагогом (выбор экзаменов, не соответствующих той деятельности, которой хочется заниматься в будущем; учёт только материальной составляющей профессии; выбор по аналогии с выбором близких друзей; выбор престижной специальности, не имея к ней склонностей и т п ); обсуждение списков педагога и школьников

    Дискуссия «Надо ли исправлять ошибки»

    Я сегодня и через 5, 10, 20,

    50 лет.

    2ч.

    Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории собственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города

    Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем.

    Самостоятельная работа, в ходе которой школьники схематично изображают или записывают, какими они видят себя через 5, 10, 20 лет; затем записывают, какие основные события (успехи, неудачи) случились с ними до сегодняшнего дня: 2 года назад, 4 года назад, 8 лет назад Обсуждение того, повлияли ли эти события на то, что происходит с ними сегодня

    Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в реальный, и какие шаги для этого нужно предпринять Участие школьников в блиц-опросе о самых известных (знаменитых, успешных) людях разных профессий, о которых школьники знают.

    Подводя итоги. Диагностика.

    1ч.

    Итоги изучения курса. Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. Список предпочитаемых профессий: вторая версия Профессиональная и образовательная траектория.

    Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…»)

    Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер деятельности Составление версии (на момент окончания 8 класса) траектории профессионального и образовательного пути. Благодарности друг другу за совместную работу.

    Итого

    34 ч.

    Тематическое планирование занятий 9 класс.

    Темы

    Кол-во часов

    Основное содержание

    Деятельность обучающихся.

    Раздел 1. Профессиональные возможности нашего региона (5 ч.)

    Мои сегодняшние профессиональные предпочтения. Диагностика.

    1

    Работа на сплочение команды. Эссе

    «Моя будущая профессия».

    Игры и упражнения на сплочение команды. Обсуждение вопроса о том, какие профессиональные предпочтения имеют обучающиеся. Беседа о развилках на профессиональном пути, уникальности каждого профессионального маршрута, о наличии у каждого возможностей для его изменения.

    Учреждения среднего профессионального образования Красноярского края.

    2

    Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения, условия поступления, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные места, возможности трудоустройства после

    окончания.

    Участие в беседе об учреждениях среднего профессионального образования, которые есть в Красноярском крае.

    «Виртуальная экскурсия» в образовательные учреждения, составление перечня вопросов для руководителей техникума.

    Промышленные, научные, сельскохозяйственные предприятия региона.

    2

    Обзор ведущих предприятий региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах.

    Знакомство с информацией педагога об основных предприятиях региона, интересных фактах и событиях, с ними связанных

    Знакомство с информацией Центра занятости, бирже труда. Групповая работа: поиск информации о вакансиях, заработной плате, условиях труда предложенной педагогом профессии (например, столяра) на одном из онлайн-ресурсов, где размещается информация о вакансиях.

    Раздел 2. Проба профессии (21 ч.)

    Как «примерить» профессию.

    1ч.

    Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего образовательного и профессионального пути. «Примерка» профессий. Профессиональная проба — что это такое.

    Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связанных с окончанием 9-ого класса.

    Знакомство с интернет-ресурсами, позволяющими «примерить» профессию. Беседа о профессиях, в которых можно себя попробовать до окончания школы Условия приёма на работу в 14, 15, 16 лет. Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких профессиях можно себя попробовать на ближайших занятиях.

    Профессиональная проба «Цветовод».

    1 ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Цветовод», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности человека, работающего цветоводом. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день цветовода». Возможности карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Пекарь».

    1 ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Пекарь», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день пекаря». Возможности карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Каменщик»

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Каменщик», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день каменщика». Возможности карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Швея»

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Швея», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день швеи». Возможности карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Маляр строительный».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Маляр», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день маляра». Возможности карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Изготовитель пищевых полуфабрикатов».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Изготовитель пищевых полуфабрикатов», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Рабочий день изготовителя пищевых полуфабрикатов». Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Слесарь сантехнических работ».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Слесарь сантехнических работ», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Слесарь сантехнических работ». Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Рабочий зеленого хозяйства».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Рабочий зеленого хозяйства», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Столяр строительный».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Столяр строительный», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Столяр строительный». Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Кухонный работник».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Кухонный работник», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Кухонный работник». Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Штукатур».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Штукатур», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов «Штукатур». Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Станочник деревообрабатывающих станков».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Станочник деревообрабатывающих станков», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов.Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Слесарь механосборочных работ».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Слесарь механосборочных работ», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Облицовщик плиточник».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Облицовщик плиточник», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Переплетчик».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Переплетчик», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Слесарь п ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Слесарь по ремонту автомобилей».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Слесарь по ремонту автомобилей», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Оператор швейного оборудования».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Оператор швейного оборудования», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Бетонщик».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Бетонщик», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Профессиональная проба «Печник».

    1ч.

    Содержание труда. Требования к знаниям и умениям. Медицинские противопоказания. Пути получения профессии. Основные направления деятельности. Условия труда. Режим работы. Заработная плата. Пути получения профессии.

    Участие в беседе о профессиональной пробе «Печник», в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности. Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Обсуждение возможностей карьерного роста. Преимущества и недостатки профессии. Знакомство с образовательными учреждениями Красноярского края, обучающими профессии. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Раздел 3. Планирование карьеры (8 ч).

    Профессии, которым не обучают (горничная, помощник по хозяйству, техничка, дворник и т.д.)

    2ч.

    Требования к знаниям и умениям. Режим работы. Заработная плата. Плюсы и минусы профессий.

    Участие в беседе, в ходе которой школьники узнают о специфике и основных направлениях деятельности профессий, которым не обучают. Обсуждение преимущества и недостатков профессий. Самостоятельный поиск работы. Возможности трудоустройства, заработная плата (самостоятельный поиск информации в Интернете).

    Поиск работы

    3ч.

    Интернет ресурсы.  Центр занятости населения. Требования к составлению резюме. Собеседование. Трудовой договор. Права граждан в сфере труда.

    Поиск работы через интернет ресурсы. Центр занятости населения. Составление резюме. Собеседование. Поиск работы в интернете. Трудовой договор. Права граждан в сфере труда.

    Подводя итоги. Диагностика.

    3ч.

    Итоги изучения курса. Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия Список предпочитаемых профессий: вторая версия План профессиональной образовательная траектории.

    Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…»)

    Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер деятельности Составление версии (на момент окончания 9 класса) траектории профессионального и образовательного пути. Благодарности друг другу за совместную работу.

    Итого

    34 ч.

    Приложение 1

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА
    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9-х КЛАССОВ

    Фамилия, имя_____________________________________________________________________

    Прочитай внимательно вопросы, просмотри все предложенные варианты ответов и отметь наиболее подходящий для тебя. 1.

    Планы на будущее после 9-го класса:

    а) учиться: в СПТУ, _____________________________________________

    б) работать (кем?)____________________________________________________________________

    в) делать что-то еще__________________________________________________________________

    г) советы родителей__________________________________________________________________

    д) пока не знаю______________________________________________________________________

    2. Какие профессии тебе нравятся______________________________________________________

    3. Какие характеристики будущей профессии тебя привлекают?

    а) возможность активно взаимодействовать с людьми, оказывать им услуги, помощь;

    б) работать с информацией (текстовой, цифровой, с использованием компьютера);

    в) работать с техническими устройствами (ремонт, наладка, сборка автомобиля, телевизора, средств связи);

    г) создавать художественные изделия, модели одежды;

    д) взаимодействовать с миром живой природы (ухаживать за животными, выращивать растения);

    е) что-то еще (напиши)_______________________________________________________________

    4. Что ты умеешь делать уже сейчас?

    5. Что ты делаешь в свободное от школьных занятии время: Чем занимаешься?

    а) спортом (каким)___________________________________________________________________

    б) посещаешь художественную студию (рисование, танцы, хор, театр, музыка)_______________

    в) увлекаешься техникой (какой?)______________________________________________________

    г) учишься готовить различные кулинарные блюда, шить, вязать ___________________________

    д) что-то еще (напиши)_______________________________________________________________

    Приложение 2.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Фамилия, имя вашего ребенка, № школы, класс._______________________________________

    2. Отец (и.о., образование, кем работает)______________________________________________

    3. Мать (и.о., образование, кем работает)_____________________________________________

    4. Сведения о ребенке (подчеркните): учится - хорошо - удовлетворительно - с трудом; самостоятельно - нуждается в помощи; охотно - неохотно; общее состояние здоровья (хронические заболевания)________________________________________________________________________

    5. Какой путь получения профессии вы советуете своему ребенку: СПТУ, трудоустройство_________________________________________________________________________________

    6. Профессии или область деятельности, которую вы хотели бы рекомендовать своему ребенку___

    7. По каким причинам вы хотели бы рекомендовать эти профессии (зарплата, характер труда, традиция семьи, соответствие индивидуальности)____________________________________________

    8. Совпадает ли ваше желание с выбором ребенка?________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    9. Какая помощь, по вашему мнению, нужна вашему ребенку при выборе профессии?___________

    10. Обсуждает ли ваш ребенок с вами свои планы на будущее?

    11. Довольны ли вы уровнем преподавания и воспитания в школе, которую посещает ваш ребенок?___________________________________________________________________________

    12. Обращались ли вы к кому-нибудь за помощью по вопросам выбора профессии для вашего ребенка? К кому?________________________________________________________________________

    13. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к отдельным школьным предметам? Если есть, то к каким?___________________________________________________________________

    14. Какую помощь в выборе профессии вы оказываете своему ребенку?________________________

    15. Как ваш ребенок оценивает свои способности (недооценивает, переоценивает, оценивает реально)?______________________________________________________________________________

    16. Ваш телефон______________________________________________________________________

    Приложение 3.

    Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

    Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.

    Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:

    1. Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листочки и подписать в верхней правой части: Ф.И.О., класс, школа, дата.

    2. Инструкция: “Сейчас я буду зачитывать вопросы, а Вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной”.

    3. Ведущий по порядку зачитывает вопросы (см. Перечень вопросов), а школьники кратко отвечают на них.

    4. Перед тем, как собрать листочки с ответами учащихся, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого - сначала немного поучиться оценивать свои ответы.

    5. Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанными другими сверстниками. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить учащимся и более конкретную шкалу - см. Критерии оценок). Школьники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.

    6. Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

    7. Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

    1) Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы школьников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.

    2) Можно также подсчитать, какой средний балл для данного класса по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом, уже с учетом того, где у большинства школьников имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (средние баллы высокие). При этом можно даже сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким - все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось... Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы.

    3) Наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его... ). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника.

    Перечень вопросов для опросника по построению Личной профессиональной перспективы - ЛПП:

    1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

    2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

    3. Когда в России жизнь станет лучше?

    4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву)... После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).

    5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?

    6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

    7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

    8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работойпо данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...

    9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

    10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?

    11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

    12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?

    13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?

    14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе...

    Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП:

    1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;

    2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

    3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);

    4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

    5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

    По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов... ).

    Приложение 4.

    Опросник «Профессиональные намерения»

    http://testoteka.narod.ru/0.pngИнструкция: Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.

    Текст опросника

    1. Чем Вы думаете заняться после обучения в школе? 
      а) продолжить обучение в школе; 
      б) поступить в техникум; 
      в) поступить в колледж; 
      г) работать; 
      д) работать и учиться; 
      е) не определился.
    2. Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя? 
      а) рабочего; 
      б) инженера; 
      в) преподавателя; 
      г) юриста; 
      д) другой вариант (впишите в бланк).
    3. Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
    4. Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
    5. Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии? 
      а) представляю хорошо; 
      б) имею некоторое представление; 
      в) не представляю
    6. Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности? 
      а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии; 
      б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии; 
      в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии; 
      г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности.
    7. Проявляются ли у Вас профессионально важные качества: 
      а) в процессе учебной деятельности? 
      б) на семинарах, факультативных занятиях? 
      в) во время самостоятельной работы? 
      г) не выявил проявления.
    8. Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии? 
      а) да; 
      б) нет.
    9. Где и что Вы читали о выбранной профессии? 
      а) в художественной литературе; 
      б) в научно-популярной литературе; 
      в) в специальной литературе; 
      г) другой вариант (впишите в бланк).
    10. С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии? 
      а) с родителями; 
      б) со сверстниками; 
      в) с преподавателями; 
      г) ни с кем.
    11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть? 
      а) да, имеются; 
      б) нет; 
      в) не знаю; 
      г) назовите 2-3 родственные профессии.
    12. В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор? 
      а) в 7-м классе; 
      б) в 8-м классе; 
      в) в 9-м классе; 
    13. Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения? 
      а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо; 
      б) плохая информированность о профессиях; 
      в) неуверенность в себе, низкая самооценка; 
      г) неуспех в выполнении многих дел; 
      д) другие причины (впишите в бланк).
    14. Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным? 
      а) да; 
      б) нет.
    15. Кто в наибольшей степени повлиял на Ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов. 
      а) родители; 
      б) учителя; 
      в) сверстники; 
      г) другой ответ (впишите в бланк).
    16. Что для Вас было наиболее важным при выборе профессии? 
      а) желание принести пользу обществу; 
      б) представление о высоком социальном статусе профессии; 
      в) возможность хорошо заработать; 
      г) интерес, творчество в работе; 
      д) соответствие работы личным возможностям.
    17. Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно: 
      а) получить профессиональную подготовку в вузе; 
      б) окончить техникум; 
      в) окончить колледж; 
      г) попробовать себя в выбранной профессии.
    18. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях? 
      а) часто; 
      б) изредко; 
      в) очень редко; 
      г) не рассказывают.
    19. Как Вы предпочитаете работать? 
      а) индивидуально; 
      б) коллективно.
    20. В процессе профессиональной деятельности что Вам больше нравиться? 
      а) быть исполнителем; 
      б) быть организатором; 
      в) руководить.
    21. На каких предметных факультативах Вы бы хотели заниматься? Ответ впишите в бланк ответов.
    22. Какая область знаний увлекает Вас в большей степени?: 
      а) о природе; 
      б) об искусстве; 
      в) о технике; 
      г) о человеке; 
      д) об экономике.

    Бланк ответов

    Варианты ответов

    1.

    а б в г д е

    2.

    а б в г 
    д ______________________________________________

    3.

    а ______________________________________________
    б ______________________________________________ 
    в ______________________________________________ 
    г ______________________________________________ 
    д ______________________________________________

    4.

    а ______________________________________________
    б ______________________________________________ 
    в ______________________________________________ 
    г ______________________________________________ 
    д ______________________________________________

    5.

    а б в

    6.

    а б в г

    7.

    а б в г

    8.

    а б

    9.

    а б в 
    г ______________________________________________

    10.

    а б в г

    11.

    а б в 
    г ______________________________________________

    12.

    а б в г д 
    е ______________________________________________

    13.

    а б в г 
    д ______________________________________________

    14.

    а б

    15.

    а б в 
    г ______________________________________________

    16.

    а б в г д

    17.

    а б в г

    18.

    а б в г

    19.

    а б

    20.

    а б в

    21.

    а ______________________________________________
    б ______________________________________________
    в ______________________________________________

    22.

    а б в г д

    Обработка и интерпретация результатов

    http://testoteka.narod.ru/0.pngВсе вопросы группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них. В качественный анализ включаются: 
    1. Жизненные планы испытуемых (вопросы 1, 2, 6 (в, г), 12, 13, 16, 17, 20, 22). 
    2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2, 9, 11, 12, 19, 20, 21, 22) 
    3. Знания о профессии (вопросы 3, 4, 5, 6 (а, г), 11, 12, 17, 21, 22) 
    4. Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4, 7, 9, 11, 12, 13, 21) 
    5. Эффективность профориентационной работы (вопросы 6 (б,в), 8, 9, 10, 12, 13 (б), 14, 15, 18, 22). 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie